Модернизм

(modernism) — предпочтение “модерна”  в культуре, современной мысли, стиле и т.д., особенно в архитектуре, музыке и искусстве. В архитектуре модернизм  Гропиуса и Ле Корбюзье связан с предпочтением функциональности и веры в конечную способность Человека  управлять своей средой. В искусстве он часто характеризовался отклонением от “реалистических” парадигм Фитерстоун (1988) суммирует основные особенности модернизма: “эстетическое самосознание  и рефлективность; изменение  описательной структуры в пользу одновременности и монтажа; исследование  парадоксального, неоднозначного и сомнительного открыто-законченного характера действительности; замена понятия “объединенная личность”  интегрированной личностью и акцент на деструктурированном, обесчеловеченном субъекте”. Согласно Фредерику Джеймсону (1984), модернизм в общем смысле предполагает разрыв с парадигмой “репрезентации” в теоретическом дискурсе,  в искусстве, а также с “реалистической” конфигурацией либерального капитализма.  См. также Современность; Постмодерн и постмодернизм;  Деконструкция. 

еще:

  1. Модернизм - англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и...
  2. Модернизм - неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением...
  3. Модернизм – “дух” Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной...
  4. Постмодерн И Постмодернизм (post modernity and post modernism) – взаимосвязанные термины,  означающие, что...
  5. Конструктивизм - англ. construc-tiwsm; нем. Konstruktivismus. 1. Методол. концепция,  согласно к-рой...

Модернизм

- неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и – соответственно – идеей онтологического плюрализма.  Таким образом, проблема  природы “вещи-в-себе” выступает в М. псевдопроблемой. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса  идей о самодостаточности человеческого разума  (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности – с другой.  (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию “критики” различных – “чистого” и “практического” – разумов.); 3) позитивистские идеи (начиная от Конта – ), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа,  предложенная в рамках марксизма,  согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология  как “ложное сознание” ); задача философской рефлексии усматривалась в “изменении мира” (“Тезисы о Фейербахе” Маркса). Таким образом, идеал  отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный  конструктивизм. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека,  позитивности “разрыва” с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж.-П. Сартра и т.п.; 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры “молодость”; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта  и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи “предустановленной гармонии” (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода; 4) преодоление трактовки человека как “слепка” Бога и отказ от монистического гуманизма  (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме,  марксизме, неофрейдизме  и т.д.; пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея “сверхчеловека”  Ницше, “негативный гуманизм” А. Глюксмана – и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования “нового человека”, предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма ( Сверхчеловек); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам,  ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции;  6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации (“перекодирования”) культуры, что в свою очередь порождало потребность  в новом художественном языке.  Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, – понятия мыслятся не как предзаданные “истинной” природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

еще:

  1. Модернизм (modernism) — предпочтение “модерна”  в культуре, современной мысли, стиле и...
  2. Модернизм - англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и...
  3. Модернизм – “дух” Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной...
  4. Хоркхаймер Макс (Horkheimer, Max) (1895-1973) – немецкий социальный  теоретик и ведущий специалист...
  5. Практика (praxis) (Марксизм)  – целенаправленная деятельность  (включая политическую) по изменению материального...

Модернизм

– “дух” Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе  человечества.

еще:

  1. Модернизм - неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением...
  2. Модернизм - англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и...
  3. Модернизм (modernism) — предпочтение “модерна”  в культуре, современной мысли, стиле и...
  4. Конт, Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье (1798-1857) – французский социальный  мыслитель. Конт – один из основоположников...
  5. Эмпирические Исследования - сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки...

Модернизм

- англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием  традиционных форм эстетики прошлого, условностью  стиля, экспериментаторством. 2. Способ и форма  приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью  преодоления кризиса  веры и упрочения позиции религиозной идеологии.

еще:

  1. Модернизм (modernism) — предпочтение “модерна”  в культуре, современной мысли, стиле и...
  2. Модернизм - неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением...
  3. Модернизм – “дух” Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной...
  4. Вера Религиозная - основанная на Божественном откровении, а не на логич. принципах...
  5. Адаптация Социальная - процесс  и рез-т активного приспособления индивида  к условиям новой...